1 минута
4 сентября - Агафон Огуменник (Проказы Лешего)
Согласно народным поверьям, в это время леший и прочая нечистая сила приходили в крестьянские владения, забирались в гумно (так на Руси назывались амбары, в которых хранился сжатый хлеб) и начинали разбрасывать солому. Снопы «гуляли» по всей деревне, так что крестьяне потом долго разбирались, кому они принадлежат. Название праздника – «Огуменник» – ассоциируется с гумном.
Чтобы безобразия, связанного с соломой и снопами, не произошло, мужчины надевали тулупы, вывернутые наизнанку, повязывали головы полотенцами, брали кочергу, которой очерчивали вокруг амбара круг, и ночью сторожили свое имущество. «Агафон – гонит леших вон», – говорили в старину.
Лешего боялись, поскольку знали, что лесной дух с зеленой бородой и рогами на голове мог запросто перевоплотиться в обычного человека и втереться в доверие. Правда, старцы знали, как можно вычислить нечистую силу.
Чтобы быть похожим на людей и спрятать тело, обросшее волосами, леший, надевая одежду, обязательно подпоясывался красным кушаком, а левой полой прикрывал правую. На правой ноге был левый башмак, на левой – правый. Встретив такого «красавца», крестьяне начинали креститься и громко читать молитвы. Так и спасались от нечистой силы.
4 сентября женщины делали пироги, ломали их на части и раскладывали в бане, на конюшне, возле печки. Знали: если пироги понравятся и духи будут сытыми, они не будут безобразничать и не обидят добропорядочную семью.
Главный запрет на Агафона Огуменника касается походов в лес. В старину знали: оттуда можно не вернуться. Особенно опасно в этот день бывать в лесу девушкам.
Старцы говорили, что леший в это время ищет себе невесту, так что можно стать легкой добычей нечистой силы.
Подготовила В. Семёнова