1 минута
15 сентября - Федот и Руфина
Мамант (в русской огласке Мамонтий, Мамонт) считался покровителем коз и овец. Еще этот день называли Мамонт-овчарник, Федот и Руфина. Крестьяне 15 сентября наводили порядок во дворе и в сараях, где находятся овцы и козы: окуривали вереском, утепляли мхом. Молились святому Маманту за домашнюю скотину. Верили, что это поможет избежать падежа и обеспечит животным хорошую плодовитость.
Овец и коз на пастбище оправляли только днем. Об этом дне говорили: «На Федота и Руфину поутру не выгоняй скотину, если выгонишь, беду накличешь», «Велес в пастуший рог трубит, заповедует влаге осенней наполнить следы-копытца силой живительной».
По окончанию полевых работ парням давалась полная свобода. На их долю выпадало идти в рекруты. В армии 1705-1874 рекрутами назывались молодые мужчины, зачисленные на службу по рекрутской повинности, которая накладывалась на крестьян и мещан – так называемые податные сословия (т. е. платившие государству подушную подать). Каждая община выставляла определенное число рекрутов. Термин рекрут в 1874 году был заменен словом новобранец. Так на Руси создавалась регулярная армия. Первоначально служба в ней продолжалась 25 лет.
Отправляя в рекруты близкого человека, с ним прощались «на век». Надежды когда-либо увидеться, почти не было. По этой причине появились рекрутские причитания, очень близкие похоронным.
Для деревенского населения рекрутчина была очень тяжелым бременем. Проводы рекрутов были большим и трагическим событием не только в каждой семье, но и во всей общине. Вся деревня собиралась провожать новобранцев. Приезжали знакомые и родственники из соседних сел. Деревенский народ в эти дни гулял и плакал, «веселился навзрыд».
До самого набора рекруты освобождались от работ. Они гуляли в нарядной одежде, ходили друг к другу в гости, наведывались к односельчанам, которые их обязательно угощали. Эти гулянья отличались буйным и бесцеремонным поведением, сопровождались драками, но все выходки и бесчинства будущим солдатам прощались, потому что подобное поведение зачастую считалось для них нормой, последним глотком свободной жизни.
В. Семёнова
