1 минута
14 ноября - Осенние Кузьминки
На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).
С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.
Кузьма и Демьян в народе славятся кузнецами в прямом и переносном смысле. «Кузнец Кузьмадемьян кует лёд на земле и на водах», «Без Козьмодемьяна не заковать зиме реку», «Кузьма закует, а Михаил раскует», «Козьма с гвоздем, Николай с мостом». Кузьминки осенние кузнецы считали своим профессиональным праздником. В этот день им запрещалось работать: из страха перед своими святыми покровителями и из уважения к ним.
Кузьма и Демьян являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. С этой даты женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: «Кузьма и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними».
Кузьминки были еще и молодёжным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур.
Ещё в этот день вспоминали домового, который, согласно поверью, в ноябре особенно безобразничает и буйствует. Чтобы успокоить разбушевавшегося духа, женщины для него варили пшеничную кашу, которую ставили в темный угол. Если же этого не сделать, то, по приметам, беды не избежать – обиженный Домовой мог сломать и утварь, и скотине навредить.
Святых братьев (покровителей любого ремесла) в народе воспринимали и как носителей знаний. Для наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в просвещении разума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября (в день Кузьмы и Демьяна), или с 1 декабря (в день пророка Наума).
Подготовила В. Семёнова