Экскурс в историю культуры Крестец

Время чтения
менее чем
1 минута
Прогресс чтения

Экскурс в историю культуры Крестец

март 25, 2023 - 19:18
0 comments
В начале 80-х годов XIX века (сведения о самодеятельности содержатся в записках писателя Ф. Сологуба) в городке уже действовал самодеятельный театр, участниками которого были большей частью девицы благородного происхождения, жёны и дочери мещан и местная интеллигенция.
В газете «Новгородские ведомости» от 13 августа 1906 года было такое сообщение: «30 июля в помещении пожарного сарая (прим. екатерининской конюшни) г. Крестцы состоялся благотворительный спектакль в пользу местного приюта. Была разыграна детская драма «Снежная королева». Распорядителем спектакля был городской староста П.И. Самсонов, режиссёр – местный начальник почтово-телеграфной конторы Л.Е. Панфилов, идея же спектакля (это уже не первый спектакль) принадлежала заведующей приютом, вдове священника, Александре Петровне Миловской, которая художественной самодеятельности поселения отдала немало времени, скончалась в конце 1945 г.. Валовый сбор (от 12 копеек до 2 руб.50 коп. за билет) достиг 110 рублей, а чистый сбор 80 рублей (для Крестец это существенный доход). Многим запомнилась исполнительница роли Герды. Пожарный сарай был красиво убран зеленью и национальными флагами, он был переполнен публикой, среди которой было много детей».
 
Подобная работа с детьми продолжена была и в сельской местности. Спектакли ставились воспитанницами школы усадьбы Зорька.
В газете «Ильмень» от 11 марта 1907 года в заметке, подписанной псевдонимом «Проезжий», сообщалось, что в Крестцах состоялся благотворительный вечер в пользу голодающих. Он был организован местной интеллигенцией в доме баронов Розенбергов (на ул. Московской, напротив Летнего сада, каменный двухэтажный дом, сейчас в нём суд). На вечере самодеятельными артистами были исполнены две постановки: одноактная пьеса «Дамская болтовня» В.В. Билибина (1859 – 1908), юмор которого высоко ценил А.П. Чехов, и «Дитя несчастья» В.А. Крылова (1838-1906), про пьески и стиль которого тогда писали критики: «Ихъ остроуміе, ихъ удобоисполнимость, ихъ независимость отъ идей и принциповъ какой-бы то ни было эпохи, обезпечиваютъ для нихъ видное мѣсто и въ современномъ театрѣ. Оне ничуть не утратили своей прелести и для новыхъ поколѣній, и пьески эти слушаются и теперь съ такимъ-же удовольствіемъ, какъ и прежде...И слушая ихъ, «меланхоликъ» по-прежнему «смѣется», «смѣтливый человѣкъ еще болѣе развеселяется», «простой человѣкъ не скучаетъ», а «развитой» «удивляется изобрѣтательности» автора...».
Зал был полон. Особенно удалось исполнение женских ролей Е.Девель, А. Овчинниковой и Марковой. После спектакля под музыку духового оркестра все танцевали, особенно оживлённо молодёжь. «Серпантин и конфетти засыпали хорошенькие головки и туалеты крестецких дам и барышень».
Востребованными в обществе были самодеятельные выступления и пользовался популярностью духовой оркестр.
В 1910 г. 26 февраля в Масленицу по инициативе члена Новгородского общества любителей древности А.А. Булатова при старорахинской земской школе учителями Е.Т. Ершовым и Е.П. Шагиным поставлен спектакль по «Женитьбе» Н.В. Гоголя. Перед началом представления играл духовой оркестр Крестецкой вольной пожарной дружины. Вот как описал происходившее один из очевидцев: «Это небывалое доселе событие сильно всколыхнуло местную жизнь, освежив дремавшие головы обывателей. Успех превзошёл все ожидания. Публики собралось столько, что не хватало ни билетов, ни мест. Многие остались за порогом. Весь чистый доход поступил в пользу Рахинской земской библиотеки, что дало возможность пополнить её новыми книгами. Устроители собираются дать спектакль ещё в Пасху».
 
В это же время в России становятся популярными Народные дома для ведения культурно-просветительной работы. Крестцы не стали исключением, и в 1912 году на улице Тимофеевская начали строить Народный дом на средства купца 1-й гильдии Самсонова Петра Ивановича, завершив строительство осенью 1914 г. Народный дом был добротным, двухэтажным зданием из красного кирпича. Строился на века. Так, впрочем, и случилось: сейчас в нём располагается средняя школа №1.
Жители его сразу полюбили и называли просто «дом», упуская слово «народный». Здесь ставились спектакли по пьесам русских классиков, давались концерты. Сформировался и свой самодеятельный театр, в котором занимались и участвовали в спектаклях многие местные жители. Наезжали и профессиональные артисты с выступлениями из других городов. Содержался Народный дом при поддержке правительства на средства городского самоуправления и частных лиц.
 
В 30- е годы активность самодеятельности не угасла. Особенно она развивалась в школах. Следует рассказать о Полине Николаевне Яковлевой (позднее Машичевой, 1924 – 1997 гг.), о творческой самодеятельной карьере которой писала новгородская газета «Звезда».
Вот что она рассказывала: «В художественной самодеятельности я начала участвовать в школе с 1936 г. Нашим драматическим кружком руководила тогда Ольга Ивановна Тимофеева. В этом же кружке занималась и моя близкая подруга Клавдия Александровна Волкова, потом работавшая бухгалтером типографии. Позже Клавдия Александровна стала руководителем Дома пионеров (первоначально он располагался на ул. Московская, д.17, красном кирпичном двухэтажном доме купца Самсонова П.И., где сейчас районная библиотека).
Вначале я в постановках больше играла роли мальчишек, а потом и женские. Позже стала участвовать в физкультурных номерах (была на них в один период времени мода), а затем солировала в нашем, так называемом, «шумовом» оркестре. В оркестре были многие инструменты: баян, струнные и всякие разные ударные.
Руководил оркестром наш школьный учитель Георгий Иванович Соколов, из среды талантливых священников и учителей Соколовых, его брат Сергей и сестра Мария работали в Ленинграде, хорошо пели и собирали по сёлам Алтая фольклор. Но обрушилась беда: в Крестцах было арестовано и расстреляно руководство, здание отобрали. Репетиции пришлось организовывать в школе, а иногда и на улице, прямо как в фильме «Весёлые ребята». А затем и вовсе обрушила всё война…»
 
Война стала и личной трагедией для Полины Николаевны. Как многие крестецкие девушки, она пошла на работу по обслуживанию аэродрома, получила направление в столовую лётчиков официанткой. В 1942 году тяжело заболела менингитом, но военные врачи госпиталя спасли девушке жизнь, хотя последствия были тяжёлые: она почти потеряла слух, начались проблемы с координацией движения, исчез вкус пищи. О пении, танцах, игре на инструментах и самодеятельности не могло быть и речи. После войны она практически всю жизнь трудилась в крестецкой типографии.
В годы войны интерес к художественной самодеятельности не затухал. При аэродроме с лёгкой руки полковника С.Е. Греськова, прекрасно игравшего на баяне, был создан ансамбль из лётчиков, владевших разными музыкальными инструментами, местных девушек. Играл в этом ансамбле и Соколов Г.И. В минуты затишья и в праздничные дни ансамбль радовал местных жителей и лётный состав музыкой, песнями, танцами, вдохновляя на Победу.
Н. Смирнова